План – конспект  урока  в   10  классе

на  тему:

Качество  населения.

 

Цели: Образовательная: 1) Дать  понятие  «качество  населения»  и  его  основных   факторов.

            Развивающая: 2)Развивать  умение  анализировать  и  находить  причинно-следственные  связи,  расширить  кругозор  учащихся.

            Воспитательная: 3) Воспитывать  познавательный  интерес  и  бережное   отношение  к  своему  здоровью.

 

Ход  урока.

 

1. Организационный   момент.

 

Сегодня  мы  с вами  поговорим  еще  об  одном   свойстве  населения – качестве  жизни. Проверим  знание  пройденного  материала  и  попробуем  сделать  небольшую  проектную  работу.

 

2. Закрепление  пройденного  материала.

 

(Учащимся  раздаются  карточки  с  названиями  стран)

Вы  являетесь  представителями  данных  стран.  Я  называю  характерные  особенности  стран,  вы  встаете  и  называете  страну,  если  эта  характеристика  относится  к  вашей  стране.

- наблюдается  демографический  взрыв;

- наблюдается  естественная  убыль  населения;

- наблюдается  высокая  доля  детей, свыше  40%;

- наблюдается  значительное   преобладание  женского  населения;

- преобладающей  религией  является - ислам;

- какие  страны  являются  многонациональными.

 

3. Объяснение  нового  материала.

 

Как  вы  понимаете  «качество  населения»?

(Учащиеся  называют,  учитель  фиксирует  на  доске)

Теперь  сделаем  вывод.  Основными  факторами  качества  населения  являются:

- здоровье;

- образование  и  квалификация;

- средняя  продолжительность  жизни.

Подчеркните  у  себя  в  тетради,  что  вы  считаете  самым  главным.

 

3.1 Давайте  поговорим  о  здоровье. Какие  факторы  влияют  на  здоровье  населения?

(Учащиеся  называют,  учитель  фиксирует  на  доске)

Теперь  сделаем  вывод. На  здоровье,  прежде  всего,  влияют:

- затраты  на  здравоохранение  (Во  Франции,  США, ФРГ, Нидерландах, Чехии, Канаде и.т.д. – 10%  от  ВВП,  в  странах  Тропической  Африки – 1-3%,  а  в  Судане – 0,3% );

- доступ  и  качество  медицинского  обслуживания  (количество  квалификационных  врачей, больниц,  санаториев  и.т.д. ) Лидерами по  количеству   врачей  на  100000  человек  являются Италия, Россия, Испания, Украина и.т.д. Странами  наименьшей  численностью  врачей  являются  Эфиопия, Ангола,  Конго, Филиппины  и.т.д.;

- коэффициент  смертности  ( в том  числе  и  младенческой) Наибольший  показатель  смертности  имеют  страны  Центральной   и  восточной  Африки,  Южной  Азии, Центральной  Америки.  Особенно  высока  младенческая  смертность  в   Нигерии,  Эфиопии, ЦАР, Бурунди,  БуркинаФасо и.т.д. Наименьшая  младенческая  смертность  наблюдается  в  Японии, Норвегии,  Швеции,  Сингапур, Финляндии и.т.д.

 

3.2 Средняя  продолжительность  жизни     целом  по  миру  составляет  66  лет, женщины – 68, мужчины -63, изменяется,  продолжает  расти  в  странах  зарубежной  Азии,  Латинской  Америки, Австралии  и  Океании,  но  начала  снижаться  в  странах  СНГ, в  зарубежной  Европе  и  даже  в  Северной  Америке. Наибольшая  средняя  продолжительность  жизни  наблюдается  в  Японии – 81, В  Австралии – 80, в  Швейцарии , Швеции  Канаде,  Исландии,  Италии – 79 и.т.д.  Наименьшая  продолжительность  жизни  наблюдается  в Сьерра-Леоне – 38,  В  Малави – 40, В  Уганде,  Руанде – 41, В  Замбии – 43, В  Афганистане – 45  и.т.д. )

 

3.3  Образование  и  квалификация.  (По  данным  ЮНЕСКО  в  2000  году  доля  неграмотного  населения  составило – 20,6%.  Самая  высокая  доля  неграмотного  населения  наблюдается  в Нигере – 78%, в  Буркина-Фасо – 70%, в  Эфиопии – 59%, в Сенегале – 55%, в  Афганистане – 53%  и.т.д.  Самая  высокая  доля  населения  с  высшим  образованием  наблюдается  в  Канаде, США, Корея, Норвегия,  Новая  Зеландия, Финляндия, Франция, Испания, Россия, Украина и.т.д. )

 

4.  Проектная  деятельность.

 

Мы  с вами  выяснили,  что  у   нас  в  классе  здоровых  людей  мало.  Наше  здоровье  требует бережного  отношения  к  себе.  Мы  серьезно  должны  задумываться  о  сохранение  нашего здоровья. Перед  вами  ставится  проблема:  как  сохранить  наше  здоровье? Пол  дня  вы  проводите  в  школе.  Какие  факторы  в  учебном  процессе  могут  сохранить  ваше  здоровье,  по  крайней  мере,  не  ухудшить  его,  а  может  даже  улучшить?

 

 Тема  проекта: Сохранение  и  улучшение  здоровья  в  учебном  процессе  в  данной  школе.

Цели: Выяснить условия  здоровьесберегающих  факторов  в  данной  школе.

Задачи: провести  анкетирование  среди  учащихся    данной  школы,  сделать  анализ  здоровьесберегающих  факторов  и составить  рекомендации  по  улучшению  условий  по  сохранению  и  улучшению  здоровья  в   данной  школе.

 

( Учащиеся  составляют  вопросы  для  анкетирования. Ведется  групповая  работа )

 

 

5. Подведения  итогов  урока.

 

6. Домашняя  работа.

 

 Продолжить  работу  над  проектом.  На  контурной  карте  отметить  страны,  прозвучавшие  на  данном  уроке.

Hosted by uCoz