Методические  рекомендации  по  разработке и  проведению  игр  на  уроках  географии.

 

 

 Среди  школьных  предметов  нельзя  выделить  главные  и  второстепенные.  Но  отношение  к  предметам  варьируется  от  равнодушия  до  живого  интереса  и  сознательной  убежденности  в  необходимости  глубокого  изучения. Так  хочется,  чтобы  за  дверью  кабинета  географии  открывался  мир тайн  и  открытий,  мир  разнообразия  природы,  жизни,  быта  людей,  мир  научных  споров,  поражений  и  побед,  мир  могущественного величия  природы и  ее  одновременной  ранимости. География,  возможно,  единственный  предмет,  который  обладает  широкими  возможностями  межпредметных  связей,  имеет  такое  разнообразие  форм  и  средств обучения.

Обучая  своему  предмету,  учитель  сознательно  или  бессознательно,  формирует  у  учащихся  отношение  к  предмету.  И  это  отношение  в  дальнейшем  становиться  важным  фактором  в обучении  предмета.

 Формирование  познавательного  интереса  к  предмету  происходит  под  воздействием  многих  факторов.  Одним  их  этих  факторов  является использование  игр  на  уроке.

Игра  только  внешне  кажется  беззаботной  и  легкой.  А  на  самом  деле  требует  максимум  энергии,  ума,  выдержки,  самостоятельности.  В  игре  формируются  многие  особенности  личности  ребенка:  вырабатывается  ловкость,  находчивость,  выдержка,  активность.  Игра,  как  свободная  творческая  деятельность  обладает  воспитательными,  коммуникативными  и  развивающими  свойствами,  формирует  воображение,  развивает  фантазию  и  интеллект  учащихся.

Название  игр, предназначенных  для  обучения,  имеют  различные  эпитеты:   обучающие,  учебные,  ролевые,  имитационные   и.т.д.   Существует  и   такое  мнение,  что  все  игры,  используемые  для  обучения,  необходимо   называть  дидактическими.  Если  принимать  за  основание  время  проведение  игры,  то  они  подразделяются  на  игры-уроки,  игры-эпизоды,  игры-минутки и.т.д.  Уроки-игры  отличаются  масштабностью.  Такие  игры  должны  быть  досконально  запланированы,  заранее  учащиеся  должны быть  предупреждены.  Если  это игра  ролевая,  то  заранее  распределить  роли. Например,  урок-игра «Таинственный  остров»  в  6  классе, «Малахитовая  шкатулка»  в  7  классе, «Узники  замка ИГ»  в  10  классе.  Так  же  можно использовать игровые  моменты,  которые  придадут  уроку  живости  и  яркости.  При  этом  желательно  в  начале  урока  предупредить  о  предстоящей  игре  и  сделать  ее  мотивационной.

В  методическом  плене  наиболее  интересна  классификация  дидактических  игр  по  Т.А.Шакурову.

 

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ  АСПЕК:

-  уровень  познавательной  активности   (репродуктивный,  конструктивный,  творческий);

-  логика  чередования  шагов  игры  (индуктивные,  дедуктивные,  трансдуктивные);

-  способ  принятия  решений  (дискретные,  непрерывные,  комбинированные);

-  время  протекания  игры  в  процессе  обучения  (кратковременные,  длительные,  деловые).

 

УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ  АСПЕКТ:

-  формы  организации  контроля  и  самоконтроля  (устные,  письменные,  машинные);

-  способ  определения  результатов  принимаемых  решений  (свободные,  жесткие,  контурные);

-  формы  проведения  игр  (коллективные, групповые,  индивидуальные).

 

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ   АСПЕКТ:

-  характер  игрового  процесса  (комбинированные, азартные,  стратегические);

-  виды  игры  (соревновательные,  художественные, организационные,  загадочно-выигрышные);

-  соотношение  учебных  и  игровых  целей  и  интересов  субъектов  игры  (общность  целей  и  интересов,  общность  целей  и  различие  интересов,  различие  целей  и  интересов).

 

Любая  игра  начинается  с  постановки  учебных  целей  и  задач:  обучающей, развивающей и  воспитывающей.

  Разработка  условий  и  правил  игры  включает:

- выбор  материала,  который  надо  закрепить  в  ходе  данной  игры;

- описание  стартовой  ситуации;

- материальное  обеспечение  игровой  деятельности;

- выбор  стимулов;

-опережающие  задания  для  учащихся (при  необходимости);

- описание  конкретных  действий  игроков.

 

  При  использовании  игр  на  уроке  необходимо  выполнять  следующие  условия:

-  тематически  и  методически  игра  должна  соответствовать  теме  урока;

-  игра  должна  соответствовать  возрасту и  интересам  учащихся;

-  дать  возможность  участвовать  в  игре  всем,  но  при  этом  никого  не  принуждать.

 

Игра  дает  результат  только  тогда,  когда  учащиеся  играют  с  удовольствием.  Игра -  это  творчество,  увлечение  и  даже  страсть.  Но  ни  в  коем   случае  нельзя  увлекаться  играми  до  перенасыщения.  Избыток  немедленно  ведет  к  их  обесцениванию.  Игра  должна  проходить  в  непринужденной  обстановке  и  должна  отличаться   от  учебных  занятий,  поэтому  желательно  не  сдерживать  двигательную  активность.

 

Hosted by uCoz