Конспект  урока

с  использованием  информационно-коммуникационных   технологий  (ИКТ)

 

 

 

Предмет:  география,  урок  изучения  нового  материала

 

Тема: «Стороны горизонта»

 

Продолжительность: 1  урок  по  40  мин.

 

Класс: 6  класс

 

Автор: Мыльникова  Светлана  Михайловна – учитель  географии  МОУ «СОШ  №41»

 

Технологии: использована  созданная  учителем  для  этого  урока  презентация

 

Аннотация: Стороны  горизонта  изучаются  в  начальном  курсе  географии  в  6  классе  в  теме « План  и  карта».  В  программе  для  общеобразовательных  учреждений  изучению  сторон  горизонта  и  ориентированию  отводится  1  урок.  Но  в своем  тематическом  планировании  я   выделяю  1  урок  только  на   изучение  сторон  горизонта  на  плоскости,  а  ориентирование  и  работу  с  компасом  оставляю  на  второй   урок.  Потому  что  в  дальнейшем  при  изучении  карты,  знание  сторон  горизонта   на  плоскости,  становится  очень  важным  компонентом.  Главная  задача  урока  сформулировать  у  учащихся  умения  определять  стороны  горизонта  на  плоскости. Так  как  я работаю  над  проблемой  формирования  познавательного  интереса  к  предмету  через  использование  игровых  моментов  на  уроке,  я  использовала  на  уроке  несколько  игровых  моментов. Игровые  моменты  придают  уроку  живости  и яркости. Желательно  в начале  урока  предупредить  о  предстоящей  игре  и  сделать  ее  мотивационной,  что  было  и  сделано. Учащиеся  среднего  звена  с  удовольствием  соревнуются  между  собой  в  быстроте,  в  наблюдательности  и. т.д.  Игровые  моменты  так  же  позволяют  чередовать  различные  виды  деятельности  и  увеличить  активную  двигательность   учащихся. Использование  презентаций   положительно  отражается  на  динамике  проведения  урока  и  дает  возможность  увеличения  материала  и  времени  для  закрепления знаний  и  умений. В  связи  с этим  урок  становится  очень  легким,  но  в  то  же  время дается  довольно  обширный  материал.  На  уроке  можно  так  же  запланировать  работу  с  Интернетом,  а  именно  с  поисковой  системой.  Найти  через  Интернет  информацию того  географического  объекта,  куда  бы  они  хотели  отправиться  в  путешествие.   Урок  подготовлен  так,  что  каждый  учитель  сможет  при  желании  изменить  часть  заданий  и  придумать  свои  рисунки  в  зависимости  от  уровня  подготовленности  класса. Обязательным  является  объявления  учащимся  целей  урока  и  подведение  итогов  в  конце.  План-конспект  урока и  презентацию  к  уроку   можно  найти  на  сайте  http://www.21204s07.edusite.ru/p30aa1.html

 

 

 

План-конспект  урока  в  6  классе  на  тему:

Стороны  горизонта

 

Подготовила  и  провела  учительница  географии  МОУ «Средняя  общеобразовательная школа  №41  с  углубленным  изучением  отдельных  предметов»  Мыльникова  Светлана  Михайловна

 

Цели  урока: Образовательная:1. Изучить  новый  материал:  определение  сторон  горизонта  на  плоскости  и  азимута.

                          Развивающая: 2. Развивать географическое  мышление  и   способность  применять  имеющиеся  знания  в  решении  новых  учебных  задач.

                          Воспитательная: 3. Развивать познавательный  интерес к  предмету,   внимательность,  наблюдательность.   Воспитывать  чувство  товарищество  и  помощи. 

 

Ход  урока.

 

1.Организационный  момент.

 

-- Сегодня  у  нас  довольно  сложная,  но  очень  интересная  тема. Работы  очень  много.  Мы  должны  сегодня  успеть  почитать  сказку,  проверить  свою  внимательность и,  конечно,  поиграть.  И  что  бы  все  успеть,  надо  настроиться  на  хорошую  работу.

 

 2. Объяснение  нового  материала.

 

-- А начнем  мы  с  самого  приятного.  Сейчас  я  вам  прочитаю  отрывок  одной  из  очень  известной  сказки. Узнайте  сказку.

 

(Будур  подала  магрибинцу  кубок  вина,  в  которое  она  подсыпала  сонного  порошка.  Магрибинец  выпил  и  сразу  же  уснул. Алладин  вбежал  и  вытащил  лампу  из-за  пазухи.  Потер  ее  и  сейчас  же  появился  Маймун,  раб  лампы. «Что  прикажешь  хозяин?»--  спросил  Маймун. « Отнеси  дворец  на  прежнее место!»-- сказал  Алладин.  «А  что  сделать  с  ним?»--спросил  Маймун,  указывая  на  магрибинца. «А  пусть  идет  на  все  четыре  стороны,»--ответил  Алладин.  Через  мгновения  дворец  уже  стоял  напротив  дворца  султана.  Султан  встретил  их,  плача  от  радости.

Алладин  долго и  счастливо  жил  со  своей  Будур,  султаном  и  с  матерью.)

 

-- Что  же  это  за  сказка? А  о  каких  четырех  сторонах  идет  речь?  Правильно,  стороны  горизонта. ( Слайд  №1)  Это  тема  нашего  урока.  Открываем  тетради  и  записываем  тему  урока.  Давайте  с  ними  познакомимся.  (Слайд  №2)

 

( Учитель  показывает  и  объясняет,  а  учащиеся  рисуют  и  записывают  стороны  горизонта  в  тетради.) 

 

3. Закрепление нового  материала.

 

-- Давайте  теперь  поиграем  и  потренируемся  в  определении  сторон  горизонта.     (Слайд  № 3)  С  Чебоксарского  аэропорта  отправляются  рейсы  Чебоксары-  Сидней,  Чебоксары -  Лондон,  Чебоксары -  Рио- де – Жанейро,  Чебоксары-Тбилиси.  Какой  курс  должны  держать  пилоты,  что  бы  не  сбиться  с  курса?

 

 ( Учащиеся  записывают  объект  и  сторону  горизонта)

 

 А  вы  хотите  побывать  в  этих  городах?  А  какой  город  вы  бы  предпочли?  Почему?

--  А  теперь  проверим.   Поднимите  руки  у  кого  правильно.  Молодцы!

 

Физкультминутка.

 

4.Объяснение  нового  материала.

 

--  Каждая  сторона  горизонта  имеет  не  только  свое  название,  но  и  цифровое  значение--  азимут.  Что  же  такое  азимут?  Открываем  учебники  на  стр.  15,  и  прочитаем  определение  азимута. А  сейчас  их  обозначим  на  вашем  первом  рисунке.  (Слайд  №4)

 

(Учитель  объясняет  и   показывает  на  слайде  азимут  сторон  горизонта,  а  учащиеся  записывают  их  в  тетради.)

 

5. Закрепление  пройденного  материала.

 

-- А  теперь  проверим  вашу  внимательность. Оставив, с  верху  5  см.  в середине  листа  поставьте  точку. От  этой  точки  проведите  линию:

 

по  азимуту   0  --6  клеток  и  поставьте  букву   Г

по азимуту   180  -- 6  клеток  и  поставьте  букву   З

по  азимуту   90  -- 6  клеток  и  поставьте  букву   Р

по  азимуту  270  -- 6  клеток  и  поставьте  букву   Н

по  азимуту   45   -- 1  клетку и  поставьте  букву   О

по  азимуту  225  --  1  клетку  и  поставьте  букву  О

по  азимуту  135  -- 1  клетку  и  поставьте  букву  И 

по  азимуту  315  -- 1  клетку  и  поставьте  букву  Т 

 

Теперь  соедините  буквы  по  порядку,  чтобы  получилось  слово, обозначающая видимую  линию  слияния  части  земной  поверхности  с  небом.  И  если  вы  все  сделали  правильно,  то  у  вас  получится  вот  этот  рисунок.   (Слайд    5)

 

А  теперь  усложняем  задачу  и  поиграем  в  игру  «Географический  лабиринт». Мы попали  в  сложный  лабиринт.  Чтобы  выйти  из  лабиринта  вы  должны  будете  нарисовать свой  путь  в  тетради. Оставив  сверху  6  см.,  в  середине  листа  поставьте  точку.  Не  отрывая  карандаш  от  тетради,  выполните  следующие  мои  действия.  (Слайд  №6)

 

(Учащиеся  рисуют  в  тетради,  выполняя  задание,  находящееся  на  экране.)

 

--Ваш  путь  должен  иметь  следующий  рисунок.   (Слайд  №7)

  Поздравляю  вас  с  успешным  выходом  из  лабиринта.  Те,  которые  не  смогли  сегодня  выйти  из  лабиринта  не  расстраивайтесь,  ваши  товарищи  наверняка  вам  помогут  и  не  оставят  вас  в  беде.  Ведь  для  этого  и  нужны  настоящие  друзья.  А дома  еще  раз  выучите  стороны  горизонта  и  тогда  в   следующий  раз  все  получится.  Ну  а  те,  которые  смогли  правильно  пройти  трудный  путь,  вы  назначаетесь  капитанами  ваших  кораблей  и  в  доброе  плаванье! А  куда  бы  вы  хотели  отправиться  в  плаванье?  А  почему  именно  туда?  Путешествие- это  не  просто.  Океан  может  преподнести  много  сюрпризов.   Он  бывает  то  спокойный,  то  бушующий,  то  успокаивающий,  то  волнующий.  (Слайды  № 8- 12)

 

Свежеет  ветер,  меркнет  ночь,

А  море  и  злей  бурлит.

И  пена  плещет  о  гранит-

То  прянет,  то  отхлынет  прочь.

 

Вот  уж  понемногу непогодь  стихает;

Ветер  с  листьев  воду  веником  сметает.

Тучки  разлетелись,  словно  птицы  в  гнезда,

Бисером  перловым  высыпались  звезды.

 

 А  теперь  садимся  к  компьютерам   и  попробуйте  найти  информацию  о  месте  вашего  путешествия  через  Интернет.

 

 

6. Подведение  итогов  урока.

 

-- Сегодня  мы  поработали  очень  хорошо.  Надеюсь,  что  вам  не  было  скучно.

(Учитель  выделяет  отдельных  учеников,  выставляет  им  оценки.)

 

 7. Домашняя  работа.

 

--  Чтобы  лучше  выучить  стороны  горизонта,  потренируйтесь  по  рабочим  тетрадям.  Задание  № 1,2,4,5

 

Литература: 1. Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова    Начальный  курс           географии.- Москва. Дрофа,  2002

 

                        2. И.Г.Старкова, Т.А.Смирнова, Е.П.Градскова, Л.И.Елховская   Рабочая  тетрадь  по  географии. -  Москва.   Просвещение,  2006.

                       

                        3. Электронный  географический  справочник «Страны  мира»

 

                       4.   http://www.krugosvet.ru

                    5.  http://www.megabook.ru

Hosted by uCoz