ТЕХНОЛОГИЯ  ТЕМАТИЧЕСКОГО  ОПРОСА

ПО  ГЕОГРАФИИ  В  6  КЛАССЕ

(методические  рекомендации)

 

 

 

 

Подготовила:   учитель  географии

МОУ «СОШ  № 41 с  углубленным 

изучением  отдельных  предметов»

 г.  Чебоксары

Мыльникова  Светлана  Михайловна

 

 

 

 

 

 

Чебоксары  2008

 

 

Введение.

 

 

В  процессе  реализации «Концепции  модернизации  российского  образования  на  период  до  2010  года»,  в  связи  с  изменениями  Федерального  базисного  учебного  плана  и  с  сокращением  учебных  часов   по географии, для  оптимизации  учебного  процесса   необходимо в  своей  работе  использовать  новые  образовательные  технологии.  Для  повышения  мотивации  учащихся  к  изучению  материала, для  оптимального  совмещения  обязательного  минимума  содержания  образования  по  каждой  предметной  теме  с  традиционным  источником  информации – учебником,  а  так  же  для  выделения  наиболее  содержательно-значимых  структурных  элементов  образовательной  программы  большую  помощь  оказывает  технология  тематического  опроса. Приоритетной задачей модернизации общего образования является достижение нового современного качества и эффективности образования.    Новое современное качество образования предполагает не только усвоение обучающимися суммы знаний, умений и навыков, но и формирование ключевых компетентностей.

    Реализация направлений модернизации общего образования и государственных проектов в сфере образования определяет приоритетные направления развития общего образования:

·         использование личностно-ориентированных технологий, развивающих у учащихся способности и умение самостоятельно приобретать знания из различных источников информации;

·         перенос акцента с репродуктивных форм учебной деятельности на самостоятельные, поисково-исследовательские виды работы, аналитическую деятельность и, в связи с этим, формирование у школьников аналитических способностей, ключевых и предметных компетентностей;

·         использование интерактивных форм обучения, современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);

·         создание условий для дифференциации и индивидуализации обучения, формирования индивидуальных образовательных траекторий учащихся в системе профильного обучения;

·         повышение практической и прикладной направленности содержания  образования и, как следствие, формирование функциональной грамотности учащихся;

·         усиление воспитательного потенциала урока географии. 

 

 

 

В  связи  с  изложенным,  основная  идея  настоящей  работы  сосредоточена  на  трансформации  изучаемых  материалов  Государственного  стандарта  образования  и  обязательного  минимума  содержания  основных  образовательных  программ  в  форму,  облегчающую  учащемуся усвоение  наиболее  содержательных  элементов.

 

 

Теоретические  предпосылки  технологии  тематического  опроса.

 

 

     Основанием  для  выбора  специально  разработанного материала  для  тематического  опроса  являются  присущие  этому  технологическому  блоку  особенности,  весьма  актуальные  в  условиях  модернизации  российского  образования:

-во-первых, тематический  опрос  позволяет  повысить  мотивацию  учащихся  к  изучению    предмета  благодаря  привнесению  в  процесс  обучения  элементов  игры  и  соревновательности;

-во-вторых, дает  возможность  оптимальным  образом  совмещать  обязательный  минимум  по  каждой  теме  с  традиционным  источником  информации – учебником;

-в-третьих, позволяет  учащимся  легко  выделить  наиболее  содержательно  значимые   структурные  элементы  обучения;

-в-четвертых, дает  более объективную  оценку  для  самих  учащихся;

-в-пятых,  дает  отличные  возможности  работы  с  учебником,  как  с  одним  из  основных  источников  информации.

Метод тематического опроса позволяет выявить систему географических представлений и понятий, умение ученика формулировать и высказывать свои мысли. Основное требование к тематическому опросу — выяснить усвоение новой темы. Это достигается путем постановки контрольных вопросов, думая над которыми, учащиеся анализируют, сравнивают, сопоставляют, обобщают. Важно, при тематическом опросе, установление связи нового материала с изученным ранее, умение ученика связать материал со своими наблюдениями. Следует использовать вопросы, требующие сравнения, установления причинно-следственных связей, основных характерных признаков.

Разработанная  в  данной  работе  технология  процесса  обучения,  не  исключает  использование  практически  всех   других   методов 

 

обучения   в  качестве  организации  учебной  деятельности  учащихся  для  достижения  дидактических  и  познавательных  задач.

 

Представляется  целесообразным  на  начальных  этапах  реализации  технологии  использование  следующих  приемов  обучения:

·        подготовка  домашнего  задания  в  виде  ответов  на  вопросы  опроса;

·        самостоятельная  работа  в  классе   по  изученной  теме;

·        проверочная  работа  по  нескольким  темам;

·        фронтальный  опрос  по  заранее  подготовленной  теме.

Кроме  принятых  необходимых  учебников   и  карт,  главным  средством  обучения  по  данной  технологии  является  база  тематических  вопросов,  разработанных  для  точного  определения  уровня  усвоения.

 

 

Особенности  разработки  материала  для  тематического  опроса.

 

Один из важных аспектов перестройки процесса обучения географии в современных условиях — его ориентация на конечный результат, на усвоение всеми учащимися географических знаний и умений, использование возможности географической дисциплины ориентировать учеников на жизнь в информационном обществе.  Вопросы  для  тематического  опроса  в  первую  очередь должны  соответствовать  программному    материалу,  географические  определения  не  позволяют  произвольных  форм  и  неточностей. Желательно  вопросы  детализировать,  они  должны быть  логическими  и  точными.  По  возможности  в  вопросы  можно  включать  дополнительный  материал  на  расширения  кругозора   для  привития  интереса  к  данной  теме. Количество  вопросов  будет  зависеть  от  темы  и  от  подготовленности  класса,  но  не  больше  10  вопросов. Вопросы могут  быть  в  виде  картографического  материала,  рисунков  или  компьюторной   презентации, что  позволит  разнообразить  опрос.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формы  работы  с  тематическим  опросом.

 

 

С  тематическим  опросом   можно  работать  разними  способами,  в  зависимости  от  типа  урока,  от  целей  и  задач  урока,   от  места  урока  в  общей  системе учебного  материала, от  подготовленности  класса.  Наиболее приемлемой  формой проведения  тематического 

опроса,  является  специально  подготовленный  урок,  который  включает:

·        объяснение  нового  материала,  с  выделением  наиболее  содержательных  элементов  темы;

·        закрепления  материала  с  использованием  учебника  и  карт;

 

·        проверка  усвоения  учащимися  нового  материала  с  помощью  тематического  опроса;

·        предъявление  учащимся  правильных  ответов  для  сравнения  с  их  собственными;

·        анализ  сделанных  ошибок.

 

Так  же  тематический  опрос  можно  проводить  в  начале  урока,  как  проверка  домашнего  задания,  а  так  же  тематический  опрос  можно  использовать  для  контрольных  работ. Еще  одной  формой  использования  тематического  опроса  является  домашняя  работа,  когда  вопросы  тематического  опроса  учащимся  раздаются  для  выполнения  дома.

 

Способы  проведения  тематического  опроса.

 

 

Проводить  тематический  опрос  несколькими  способами:

·        аудиальный (учитель  читает  вопросы- учащиеся  отвечают  письменно  в  тетради);

·        визуальный (учащимся  раздаются  индивидуальные  карточки  с  вопросами  тематического   опроса);

·        компьюторный  (вопросы  тематического  опроса  предоставляются  в  виде  презентаций);

·        наглядный (тематический  опрос  проводится  в  виде  картографического  материала  или  картинок).

 

 

 

 

 

Чтобы  учесть  различные  возможности  восприятия  информации  учащимися,  желательно  эти  способы  чередовать  от  урока  к  уроку.

 

 

Анализ    результатов  тематического  опроса.

 

Проблема контроля знаний и умений, учащихся по географии занимает важное место в учебно-воспитательном процессе, поскольку от того, как организован контроль,  во многом зависят результаты обучения и воспитания школьников. Контроль знаний имеет более широкое значение, чем проверка. Процесс контроля включает не только проверку, но и оценку знаний и умений, фиксирование результатов, корректировку ошибок. Проверка — это промежуточный этап контроля, осуществляемый на каждом уровне, этот вид контроля можно назвать «текущей проверкой».

Говоря о контроле,  подразумеваем подведение итоговых результатов,  обучая по теме, разделу, курсу. Контроль знаний и умений школьников — одно из важнейших звеньев процесса обучения. С его помощью я выявляю качество знаний и умений школьников, их достижения и ошибки. Контроль выполняет   обучающие, развивающие функции,  так  же   велика воспитательная роль контроля.

Традиционные формы контроля знаний и умений — зачеты, письменные, контрольные работы с использованием вопросов и заданий, требующих развернутого ответа, не позволяют в течение урока проверить усвоение всеми учащимися всех основных вопросов содержания программы.. Нужны новые подходы к оценке знаний учащихся. Современная жизнь, школа требует от учащихся не простого изложения пройденного материала с последующей оценкой приобретенных знаний, умений, навыков, а учета их индивидуальных особенностей и способностей, степени активности на уроке, количества затраченных усилий на подготовку. При  проведении  тематического  опроса  так  же  можно  составить  рейтинг  вопросов, т.е. числовой показатель успешности  заданного  вопроса.  Методика определения рейтинга такова. После проверки  всех  работ  каждый  ответ оценивается различным количеством баллов. Чем больше учеников отвечает на вопрос, тем больше  баллов получит вопрос.  При  этом  легко  можно  произвести  мониторинг  пробелов    знаний  учащихся.

 

 

Путешествия  и  географические  открытия.

 

1.     Какой  древний  народ  представлял  Землю  в  виде  выпуклого  дика?

2.     Кто  первым  доказал  шарообразность  Земли?

3.     Какой  век  стал  эпохой  Великих  географических  открытий?

4.     Кто  создал  первый  глобус  в 1492  году?

5.     Какой  материк  открыл  Христофор  Колумб?

6.     Кто  совершил  первое  кругосветное  путешествие?

7.     Какой  материк  был  открыт  лишь  в  1921  году?

8.     Что   используется  в  настоящее  время  для  исследования  географических  объектов?

 

Земля -  планета  Солнечной  системы.

 

1.     Каким  небесным  телом  является  Солнце?

2.     Какая  по  счету  от  солнца  является  планета  Земля?

3.     Что  является  причиной  смены  дня  и  ночи?

4.     Назовите  естественный  спутник  Земли?

5.     Какое  явление  связано  с  вращением  Земли  вокруг  Солнца?

6.     Наличие  какого  земного  поля  заставляет  стрелку   компаса  всегда  показывать  на  север?

7.     Какое  небесное  тело  славяне  называли - Ярило, греки – Гелио,  а  египтяне – Ра?

 

План  местности.

 

1.     Изображение  на  плоскости  небольшого  участка  земной  поверхности  в  уменьшенном  виде  при  помощи  условных  знаков – это…?

2.     Какими  называются  условные  знаки,  обозначающие  предметы  на  плане?

3.     Число  раз, во  сколько  уменьшен  предмет,   по  отношению  к  ее  действительным  размерам  называется…?

4.     Какой  масштаб   изображается  только  в  виде  чисел?

5.     При  помощи  какого  масштаба  обычно  определяют  длину   кривых  линий,  реки,  дороги?

6.     Во  сколько  раз  уменьшена  местность,  если  масштаб  равен  1:750?

7.     Переведите  численный  масштаб  1:5000  в  именной?

 

 

 

Стороны  горизонта.

 

1.     Как  называется  умение  находить  стороны  горизонта?

2.     По  каким  местным  признакам  можно  определить  стороны  горизонта?

3.     Прибор  для  определения  сторон  горизонта?

4.     Как  называется  угол  между  направлением  на  север  и  направлением  на  какой-нибудь  предмет?

5.     Прочертите  направление   восток?

6.     Если  на  плане  местности провести  линию  вверх,  то  получится  направление  на …?

7.     Если  идти  по  азимуту 180  градусов,  то  по  какому  азимуту  нужно  возвращаться  обратно?

 

 

Составление  плана  местности.

 

1.     Как  называются  неровности  земной  поверхности?

2.     С  помощью  какого  прибора  можно   измерить  небольшую  высоту?

3.     Как  называется  превышение  одной  точки  земной  поверхности  над  другой  по  отвесной  линии?

4.     Как  называется  превышение  одной  точки  земной  поверхности  от  линии  уровня  моря?

5.     Как  называются  условные  линии,  соединяющие  точки  с  одинаковой  высотой?

6.     С  помощью  какого  прибора  можно  провести  глазомерную  съемку  местности?

7.     Как  называется  съемка  местности  из  одной  точки?

8.     Как  называется  съемка  местности   при  движении  по  какому-то  маршруту?

 

 

Географическая  карта.

 

1.     Как  называется  модель  земного  шара?

2.     Где  находится самый  большой  глобус  с  диаметром  10  метров?

3.     Уменьшенное изображение  Земли  на  плоскости   с  помощью  условных   знаков   называется …?

4.     Где  на  географической  карте  искажение  размеров  и  расстояния  будут  минимальными?

 

 

 

5.     Какой  масштаб  используется  при  составлении  географических  карт?

6.     Как  называется  список  условных  знаков  на  географической  карте?

7.     Что  изображается  на  географической   карте  зеленым  цветом?

8.     На  какой  карте  изображены  страны  мира  и  их  столицы?

 

 

Географические   координаты.

 

 

1.     Как  называется  условная  линия,  соединяющая  северный  и  южный  полюса?

2.     Как  называются  поперечные  линии,  проведенные  параллельно  экватору?

3.     Сколько  составляет  длина  дуги  параллели  в  1  градус?

4.     Вдоль  какой  условной  линии  отсчитывается  в  градусах  географическая  широта?

5.     Как  северная,  так  и  южная  широта  отсчитываются  от  0  до  ….?

6.     Относительно  какого   меридиана  начинается  отсчет  западной  и  восточной  долготы?

7.     Как  восточная,  так  и  западная  долгота  отсчитывается  от  0  до  …?

 

Литосфера.

 

1.     Как  называется  верхняя  твердая  оболочка  Земли?

2.     В  виде  чего  изливается  вещество    мантии  на  земную  поверхность?

3.     Сколько  составляет  в  среднем  толщина  материковой  земной  коры?

4.     Из  каких  слоев  состоит  материковая  земная  кора?

5.     Какой  слой  отсутствует  в  океанической  земной  коре?

6.     Какая    наука  помогает  глубже  проникнуть  в  недра  земли?

7.     Как  можно  получить  фотографии  дна  мирового  океана  до  глубины  700  м.?

 

 

 

 

 

 

Горные  породы  и  минералы.

 

1.     Из  чего  состоит  земная  кора?

2.     Из  чего  состоят  горные  породы?

 

3.     Горные  породы,  образовавшиеся  из  магмы  при  его  остывании,  называются  …?

4.     Какие  магматические  породы  образуются при  застывании  магмы  на  глубине?

5.     Песчаник,  известняк,  гравий -  относятся  к  какой  группе  осадочных горных  пород?

6.     Как  называются  осадочные  горные  породы,   образовавшиеся в результате  жизнедеятельности      живых   организмов?

7.     как  называются  горные  породы,  образовавшиеся  в  результате  изменения  состава  или  свойства  первоначальных  пород?

 

 

 

Движение  земной  коры.

 

1.      Как  называются  участки  земной  коры,  поднимающиеся  по  линии  разломов?

2.      Движение  земной  коры  с  возникновением  складок,  горстов  и  грабенов,   приводит  к  образованию …?

3.      Как  называется  участок  земной  поверхности  над  очагом  землетрясения?

4.      Как  называется  наука  о  землетрясениях?

5.      Где  находится  очаг  магмы  вулкана?

6.      Как  называется,  излившаяся  на  поверхность  магма?

7.      Какие  вулканы  называются  действующими?

8.      Назовите  самый  крупный  действующий  вулкан  в  России?

9.      Как  называются  фонтанирующие  источники  горячей  воды?

10. Где  в  России  находится  долина  гейзеров?

 

 

 

 

 

 

 

 

Рельеф.

 

1.     Какие  основные  формы  рельефа  существуют  на  дне  океана  и  на  суше?

2.     Как  называется  выпуклая  форма  рельефа,  возвышающаяся   над  уровнем  моря  более   чем  на  1000  м.?

3.     Горы,  расположенные  одна  за  другой  в  ряд  называются …?

4.     Как  называется  обширное  горное  поднятие,  состоящее  из  хребтов и  массивов?

5.     Что  разрушает  горы?

6.     Как  называются  участки  земной  поверхности  с  ровной  или  слабоволнистой  поверхностью?

7.     Как  называется  равнина  с  высотами  ниже  200м.  над  уровнем  моря?

 

8.     Как  называются  участки  земной  поверхности,  находящиеся  ниже  уровня  моря?

9.     В  результате  действия  чего  образуются барханы  и  дюны?

10. Назовите  формы  рельефа,  созданные   человеком?

 

 

Рельеф  дна  Мирового  океана.

 

1.    Что  стало  основным  результатом  кругосветной  экспедиции  британского  корабля  «Челленджер»?

2.    С  помощью  какого  прибора  проводят  исследование  дна  Мирового  океана?

3.    Как  называется  часть  материка,  продолжающаяся  под  океаном   до  глубины  200  м.?

4.    Как  называются  равнины  ложа  океана?

5.    Как  называются  длинные  узкие  понижения  дна  океана  с  глубиной  свыше  6000  м.?

 

 

Мировой  океан.

 

1.     Сколько  процентов  воды  содержится  в  Мировом  океане?

2.     Как  называются  группа  островов,  лежащих  недалеко  друг  от  друга?

3.     Какой  океан  называют  Великим?

4.     Как  называется  часть  океана  или  моря,  вдающаяся  в  сушу?

5.     Узкое  водное  пространство,  ограниченное  с  двух  сторон  берегами  материков  или  островов,  называется  …?

 

 

6.     В  каких  единицах  измеряется  соленость  Мирового  океана?

7.     Назовите  среднюю  соленость  Мирового  океана?

8.     В  каком  море  самая  соленая  вода?

9.     Где  наблюдается  самая  высокая  температура  поверхностных  вод  в океане?

10.Как  изменяется  температура  воды  в  океане  с  глубиной?

 

 

Движение  вод  в   Мировом  океане.

 

1.     Назовите  причину  появления  волн  в океане?

2.     Сколько  составляет  в  среднем  высота  ветровых  волн?

3.     Какую  работу  выполняет  прибой?

4.     Назовите  причину  появления  цунами?

 

 

5.     Как  можно  определить  направление  и  рассчитать  время  приближения  цунами?

6.     Какое  явление  происходит  в  океане  из-за  притяжения  Луны?

7.     Что  является  причиной  появления  океанических   течений?

8.     Кто изобрел  стал  организатором  первых  подводных  исследований  и  киносъемок?

 

Воды  суши.

 

1.       Что  является  основным  источником  пополнения  подземных  вод?

2.       Как  называются   горные породы,  не  пропускающие   воду?

3.       Как  называются  воды,  содержащиеся  в  водоносном  слое,  не  прикрытые  водоупорным  слоем?

4.       В  виде  чего  появляются  на  поверхности  подземные  воды?

5.       Как  называется  водный  поток,  текущий  в  выработанном  им  русле.

6.       Что обычно  является  истоком  горных  рек?

7.       Как  называется  участок  земной  поверхности,  с  которого  вся  вода  стекает  в  одну  реку?

 

 

 

 

 

 

 

Воды  суши.

 

1.      Как  называются  выходы  твердых  пород  на  дне  русла  реки?

2.      Как  называются  кратковременные  подъемы  уровня  воды  в  реках?

3.      Что  служит  питанием реки?

4.      Как  называется  часть  речной  долины,  затопляемая  о  время  половодья?

5.      Замкнутый  водоем,  образовавшийся  на  поверхности  суши  в  природном  углублении – это …?

6.      Как  называется  вынос  легкорастворимых  горных  пород  поземными  водами?

7.      Какие  ледники  занимают 98%  все  площади  ледников?

8.      Какие  водоемы  называются  искусственными?

 

 

Атмосфера.

 

1.     Сколько  примерно  составляет  толщина  атмосферы?

2.     В  каком  слое  атмосферы  содержится  защитный  озоновый  слой?

 

3.     В  каком  слое  образуются  облака,  выпадают  осадки?

4.     В  каких  широтах  толщина  тропосферы  максимальная?

5.     Из  чего  состоит  «воздух»?

6.     Сколько  процентов  содержится  кислорода  в  «воздухе»?

7.     Как  называется  наука,  изучающая  состояние   атмосферы?

 

 

Свойства  атмосферы.

 

1.     Как  нагревается  воздух?

2.     От  чего  зависит  суточное  изменение  температуры   воздуха?

3.     Как  называется  разница  между  самой  высокой  и  самой  низкой  температурой  в  течении  определенного  времени?

4.     Что  определяется  путем  деления  суммы  среднесуточных  температур  на  число  дней  в  месяце?

5.     Как  называется  сила,  с  которой  воздух  давит  на  земную  поверхность?

6.     Как  изменяется  с  высотой  давление  воздуха?

7.     Назовите  главную  причину  появления  ветра?

8.     Как  называется  ветер,  меняющий свое   направление  два   раза    год?

 

 

9.     Какой  воздух  может  содержать  большее  количество  влаги?

10. Какие  облака образуются  на  высоте 10-12   км.?

 

 

Погода  и  климат.

 

1.      Как  называется состояние  тропосферы  в   данный  момент  в  данное  время?

2.      Назовите  причины  изменения  погоды?

3.      Как  называются  большие  объемы  воздуха,  отличающиеся  по  своим  свойствам?

4.      Какой  тип  погоды  наблюдается  у  экватора?

5.      Кто  занимается  прогнозом   погоды?

6.      Как  называется  многолетний  режим  погоды?

7.      Что входит    характеристику  климата?

 

 

Распределение  солнечного света  и  тепла  на  земле.

 

1.     От  чего  зависит  изменение  температуры  воздуха?

2.     С  чем  связано  изменение  высоты  солнца  над горизонтом?

 

 

3.     На  какой  условной  линии  в  дни  равноденствия  солнце  находится  в  зените?

4.     Когда  можно  наблюдать  солнце  в  полночь?

5.     Какую  широту  имеет  Южный  полярный  круг?

6.     Какой  пояс  освещенности  находится  между южным  и  северным  тропиками?

7.     Какой  пояс  освещенности получает  меньшее  количество  тепла?

8.     Как  называется  климат, для  которого  характерна  теплая  зима,  прохладное  лето,  много  осадков?

9.     Что  является  причиной  незамерзания  Баренцево  моря  даже  при  температуре  -10?

10. Как  изменяется  температура  воздуха  с  высотой?

 

 

 

 

 

 

Биосфера.

 

1.   Какие  живые  организмы  относятся  к растениям?

2.   Какие  животные   самые  многочисленные  по  числу  видов?

3.   Какие  условия  влияют  на  распределения  живых  организмов?

4.   Как  называются  широтное  расположение  живых  организмов  от  экватора  к  полюсам?

5.   Как  называется  смена  природных  зон  с  высотой?

6.   В  каком географическом поясе  сформировались  пустыни?

7.   От  чего  зависит  распределение  организмов  в  Мировом  океане?

8.   Как  называется  верхний  слой  земной  коры,  покрытый  растительностью  и  обладающий  плодородием?

 

 

Население  Земли.

 

1.   Примерно  сколько  лет  тому  назад  появился  современный  биологический  вид – человек  разумный?

2.   Назовите  современную   численность  население    Земли?

3.   Как  называется  естественное  движение  населения  по  территории?

4.   Какое  место  занимает  Россия  в  мире  по  численности  населения?

5.   Назовите  основные   типы  населенных  пунктов?

6.   Сколько  процентов   населения  мира  проживает  в  городах?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

При осуществлении текущей аттестации учащихся учитель проверяет степень усвоения учащимися материала темы или нескольких тем с выставлением отметок в классный журнал. Выбор формы контроля зависит от содержания материала, количества часов, отводимых на его изучение, этапа изучения, планируемых результатов, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся

Для проверки степени усвоения учащимися учебного материала определенной темы программы проводится тематический опрос  обязательным выставлением отметки в журнал. Он может занимать часть урока, на котором изучается новый материал, и проводиться в рамках урока обобщающего повторения, а его количество определяется учителем. 

Сокращение  учебных  часов  по  географии  без  соответствующего  сокращения содержания  образования  повышает  перегруженность  обучающихся  и  снижает  качество  их  знаний.  В  связи  с  этим, предварительные  результаты  использования  и   совершенствования  предлагаемой  технологии  дают  основания  заключить,  что  она  в  определенной  степени  решает  проблему  перегрузки  обучающихся,  облегчая  им   выделения  наиболее  содержательных  элементов  образовательных  программ  и  повышая  мотивацию  их  усвоения. Технология  тематического  опроса  обладает  определенным  потенциалом  ее  дальнейшего  совершенствования  за  счет  использования  компьютерной  техники  с  программным  обеспечением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной  литературы:

 

1.     Г.П.Волобуев  География  6  класс  Технология  тематического  тестирования. Феникс,  Ростов-на-Дону  2007..

2.     Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова  Начальный  курс  географии. Дрофа, Москва  2002.

3.     Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова  Методическое  пособие  по  начальному  курсу  географии. Дрофа, Москва  2002.

4.     А.В. Даринский  Урок  географии  в  средней  школе.  Просвещение,  Москва  1992.

5.     Т.П. Герасимова, О.В. Крылова  Методическое  пособие  по  физической географии. Прсвещение, Москва  1991.

6.     Контрольные  задания  и  упражнения  по  географии. Под  редакцией  Л.М. Панчешниковой. Просвещение, Москва 1992.

7.     О.В.Чичерина  тематический  контроль  по  географии. Начальный  курс  географии: 6  класс. Интеллект-Центр, Москва  2007

 

 

. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Данная методическая  разработка  была  представлена и  рассмотрена   на  заседании  мастерской  «Познавательные  игры  на  уроках  географии  с  занимательным   краеведением»,  сообщества  учителей  географии  г.  Чебоксары  в  2007  году  и на  заседании   ШМО  учителей  истории  и  географии  МОУ «СОШ № 41  с  углубленным  изучением  отдельных  предметов»  в  2008  году.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План-конспект  урока  в  6  классе  на  тему:

Стороны  горизонта

 

Подготовила  и  провела  учительница  географии  МОУ «Средняя  общеобразовательная школа  №41  с  углубленным  изучением  отдельных  предметов»  Мыльникова  Светлана  Михайловна

 

Цели  урока: Образовательная:1. Изучить  новый  материал:  определение  сторон  горизонта  на  плоскости  и  азимута.

                          Развивающая: 2. Развивать географическое  мышление  и   способность  применять  имеющиеся  знания  в  решении  новых  учебных  задач.

                          Воспитательная: 3. Развивать познавательный  интерес к  предмету,   внимательность,  наблюдательность.   Воспитывать  чувство  товарищество  и  помощи. 

 

Ход  урока.

 

1.Организационный  момент.

 

-- Сегодня  у  нас  довольно  сложная,  но  очень  интересная  тема. Работы  очень  много.  Мы  должны  сегодня  успеть  почитать  сказку,  проверить  свою  внимательность и,  конечно,  поиграть.  И  что  бы  все  успеть,  надо  настроиться  на  хорошую  работу.

 

2.  Проверка  домашнего  задания

 

-Что  бы  вспомнить пройденный  материал  сейчас  мы  проведем  тематический  опрос  по   теме  План  местности.  Внимание,  все  на  экран.

 

 

 2. Объяснение  нового  материала.

 

-- А начнем  мы  с  самого  приятного.  Сейчас  я  вам  прочитаю  отрывок  одной  из  очень  известной  сказки. Узнайте  сказку.

 

 

 

(Будур  подала  магрибинцу  кубок  вина,  в  которое  она  подсыпала  сонного  порошка.  Магрибинец  выпил  и  сразу  же  уснул. Алладин  вбежал  и  вытащил  лампу  из-за  пазухи.  Потер  ее  и  сейчас  же  появился  Маймун,  раб  лампы. «Что  прикажешь  хозяин?»--  спросил  Маймун. « Отнеси  дворец  на  прежнее место!»-- сказал  Алладин.  «А  что  сделать  с  ним?»--спросил  Маймун,  указывая  на  магрибинца. «А  пусть  идет  на  все  четыре  стороны,»--ответил  Алладин.  Через  мгновения  дворец  уже  стоял  напротив  дворца  султана.  Султан  встретил  их,  плача  от  радости.

Алладин  долго и  счастливо  жил  со  своей  Будур,  султаном  и  с  матерью.)

 

-- Что  же  это  за  сказка? А  о  каких  четырех  сторонах  идет  речь?  Правильно,  стороны  горизонта. ( Слайд  №1)  Это  тема  нашего  урока.  Открываем  тетради  и  записываем  тему  урока.  Давайте  с  ними  познакомимся.  (Слайд  №2)

 

( Учитель  показывает  и  объясняет,  а  учащиеся  рисуют  и  записывают  стороны  горизонта  в  тетради.) 

 

3. Закрепление нового  материала.

 

-- Давайте  теперь  поиграем  и  потренируемся  в  определении  сторон  горизонта.     (Слайд  № 3)  С  Чебоксарского  аэропорта  отправляются  рейсы  Чебоксары-  Сидней,  Чебоксары -  Лондон,  Чебоксары -  Рио- де – Жанейро,  Чебоксары-Тбилиси.  Какой  курс  должны  держать  пилоты,  что  бы  не  сбиться  с  курса?

 

 ( Учащиеся  записывают  объект  и  сторону  горизонта)

 

 А  вы  хотите  побывать  в  этих  городах?  А  какой  город  вы  бы  предпочли?  Почему?

--  А  теперь  проверим.   Поднимите  руки  у  кого  правильно.  Молодцы!

 

Физкультминутка.

 

4.Объяснение  нового  материала.

 

--  Каждая  сторона  горизонта  имеет  не  только  свое  название,  но  и  цифровое  значение--  азимут.  Что  же  такое  азимут?  Открываем  учебники  на  стр.  15,  и  прочитаем  определение  азимута. А  сейчас  их  обозначим  на  вашем  первом  рисунке.  (Слайд  №4)

 

(Учитель  объясняет  и   показывает  на  слайде  азимут  сторон  горизонта,  а  учащиеся  записывают  их  в  тетради.)

 

5. Закрепление  пройденного  материала.

 

-- А  теперь  проверим  вашу  внимательность. Оставив, с  верху  5  см.  в середине  листа  поставьте  точку. От  этой  точки  проведите  линию:

 

 

 

по  азимуту   0  --6  клеток  и  поставьте  букву   Г

по азимуту   180  -- 6  клеток  и  поставьте  букву   З

по  азимуту   90  -- 6  клеток  и  поставьте  букву   Р

по  азимуту  270  -- 6  клеток  и  поставьте  букву   Н

по  азимуту   45   -- 1  клетку и  поставьте  букву   О

по  азимуту  225  --  1  клетку  и  поставьте  букву  О

по  азимуту  135  -- 1  клетку  и  поставьте  букву  И 

по  азимуту  315  -- 1  клетку  и  поставьте  букву  Т 

 

Теперь  соедините  буквы  по  порядку,  чтобы  получилось  слово, обозначающая видимую  линию  слияния  части  земной  поверхности  с  небом.  И  если  вы  все  сделали  правильно,  то  у  вас  получится  вот  этот  рисунок.   (Слайд    5)

 

А  теперь  усложняем  задачу  и  поиграем  в  игру  «Географический  лабиринт». Мы попали  в  сложный  лабиринт.  Чтобы  выйти  из  лабиринта  вы  должны  будете  нарисовать свой  путь  в  тетради. Оставив  сверху  6  см.,  в  середине  листа  поставьте  точку.  Не  отрывая  карандаш  от  тетради,  выполните  следующие  мои  действия.  (Слайд  №6)

 

(Учащиеся  рисуют  в  тетради,  выполняя  задание,  находящееся  на  экране.)

 

 

 

--Ваш  путь  должен  иметь  следующий  рисунок.   (Слайд  №7)

  Поздравляю  вас  с  успешным  выходом  из  лабиринта.  Те,  которые  не  смогли  сегодня  выйти  из  лабиринта  не  расстраивайтесь,  ваши  товарищи  наверняка  вам  помогут  и  не  оставят  вас  в  беде.  Ведь  для  этого  и  нужны  настоящие  друзья.  А дома  еще  раз  выучите  стороны  горизонта  и  тогда  в   следующий  раз  все  получится.  Ну  а  те,  которые  смогли  правильно  пройти  трудный  путь,  вы  назначаетесь  капитанами  ваших  кораблей  и  в  доброе  плаванье! А  куда  бы  вы  хотели  отправиться  в  плаванье?  А  почему  именно  туда?  Путешествие- это  не  просто.  Океан  может  преподнести  много  сюрпризов.   Он  бывает  то  спокойный,  то  бушующий,  то  успокаивающий,  то  волнующий.  (Слайды  № 8- 12)

 

Свежеет  ветер,  меркнет  ночь,

А  море  и  злей  бурлит.

И  пена  плещет  о  гранит-

То  прянет,  то  отхлынет  прочь.

 

Вот  уж  понемногу непогодь  стихает;

Ветер  с  листьев  воду  веником  сметает.

Тучки  разлетелись,  словно  птицы  в  гнезда,

Бисером  перловым  высыпались  звезды.

 

 А  теперь  садимся  к  компьютерам   и  попробуйте  найти  информацию  о  месте  вашего  путешествия  через  Интернет.

 

 

 

 

 

6. Подведение  итогов  урока.

 

-- Сегодня  мы  поработали  очень  хорошо.  Надеюсь,  что  вам  не  было  скучно.

(Учитель  выделяет  отдельных  учеников,  выставляет  им  оценки.)

 

 7. Домашняя  работа.

 

--  Чтобы  лучше  выучить  стороны  горизонта,  потренируйтесь  по  рабочим  тетрадям.  Задание  № 1,2,4,5

 

Литература: 1. Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова    Начальный  курс           географии.- Москва. Дрофа,  2002

 

                        2. И.Г.Старкова, Т.А.Смирнова, Е.П.Градскова, Л.И.Елховская   Рабочая  тетрадь  по  географии. -  Москва.   Просвещение,  2006.

                       

                        3. Электронный  географический  справочник «Страны  мира»

 

                       4.   http://www.krugosvet.ru

                    5.  http://www.megabook.ru

 

Hosted by uCoz