План – конспект урока
в 10 классе
на
тему:
Качество
населения.
Цели: Образовательная:
1) Дать понятие «качество
населения» и его
основных факторов.
Развивающая: 2)Развивать умение анализировать
и находить причинно-следственные связи,
расширить кругозор учащихся.
Воспитательная:
3) Воспитывать познавательный интерес
и бережное отношение
к своему здоровью.
Ход
урока.
1. Организационный момент.
Сегодня мы с
вами поговорим еще об одном
свойстве населения –
качестве жизни. Проверим знание
пройденного материала и
попробуем сделать небольшую
проектную работу.
2. Закрепление пройденного
материала.
(Учащимся раздаются
карточки с названиями
стран)
Вы являетесь
представителями данных стран.
Я называю характерные
особенности стран, вы
встаете и называете
страну, если эта
характеристика относится к
вашей стране.
-
наблюдается демографический взрыв;
-
наблюдается естественная убыль
населения;
-
наблюдается высокая доля
детей, свыше 40%;
-
наблюдается значительное преобладание
женского населения;
-
преобладающей религией является - ислам;
-
какие страны являются
многонациональными.
3. Объяснение нового
материала.
Как вы
понимаете «качество населения»?
(Учащиеся называют,
учитель фиксирует на
доске)
Теперь сделаем
вывод. Основными факторами
качества населения являются:
-
здоровье;
-
образование и квалификация;
-
средняя продолжительность жизни.
Подчеркните у
себя в тетради,
что вы считаете
самым главным.
3.1 Давайте поговорим
о здоровье. Какие
факторы влияют на
здоровье населения?
(Учащиеся называют,
учитель фиксирует на
доске)
Теперь сделаем
вывод. На здоровье, прежде
всего, влияют:
-
затраты на здравоохранение (Во
Франции, США, ФРГ, Нидерландах,
Чехии, Канаде и.т.д. – 10% от ВВП,
в странах Тропической
Африки – 1-3%, а в
Судане – 0,3% );
-
доступ и
качество медицинского обслуживания
(количество квалификационных врачей, больниц, санаториев
и.т.д. ) Лидерами по количеству
врачей на 100000
человек являются Италия, Россия,
Испания, Украина и.т.д. Странами
наименьшей численностью врачей
являются Эфиопия, Ангола, Конго, Филиппины и.т.д.;
-
коэффициент смертности ( в том числе
и младенческой) Наибольший показатель
смертности имеют страны
Центральной и восточной
Африки, Южной Азии, Центральной Америки.
Особенно высока младенческая
смертность в Нигерии,
Эфиопии, ЦАР, Бурунди, Буркина–Фасо и.т.д.
Наименьшая младенческая смертность
наблюдается в Японии, Норвегии, Швеции,
Сингапур, Финляндии и.т.д.
3.2 Средняя продолжительность жизни (В целом
по миру составляет
66 лет, женщины – 68, мужчины
-63, изменяется, продолжает расти
в странах зарубежной
Азии, Латинской Америки, Австралии и
Океании, но начала
снижаться в странах
СНГ, в зарубежной Европе
и даже в
Северной Америке. Наибольшая
средняя продолжительность жизни
наблюдается в Японии – 81, В Австралии – 80, в Швейцарии ,
Швеции Канаде, Исландии,
Италии – 79 и.т.д.
Наименьшая продолжительность жизни
наблюдается в Сьерра-Леоне
– 38, В
Малави – 40, В Уганде, Руанде – 41, В Замбии – 43, В Афганистане – 45 и.т.д. )
3.3
Образование и квалификация. (По данным
ЮНЕСКО в 2000
году доля неграмотного
населения составило – 20,6%. Самая
высокая доля неграмотного
населения наблюдается в Нигере – 78%, в Буркина-Фасо – 70%,
в Эфиопии – 59%, в Сенегале – 55%,
в Афганистане – 53% и.т.д.
Самая высокая доля
населения с высшим
образованием наблюдается в
Канаде, США, Корея, Норвегия,
Новая Зеландия, Финляндия,
Франция, Испания, Россия, Украина и.т.д. )
4.
Проектная деятельность.
Мы с вами
выяснили, что у нас в классе здоровых
людей мало. Наше
здоровье требует бережного отношения
к себе. Мы
серьезно должны задумываться
о сохранение нашего здоровья. Перед вами
ставится проблема: как
сохранить наше здоровье? Пол
дня вы проводите
в школе. Какие
факторы в учебном
процессе могут сохранить
ваше здоровье, по
крайней мере, не
ухудшить его, а
может даже улучшить?
Тема
проекта:
Сохранение и улучшение
здоровья в учебном
процессе в данной
школе.
Цели:
Выяснить условия здоровьесберегающих факторов
в данной школе.
Задачи:
провести анкетирование среди
учащихся данной школы,
сделать анализ здоровьесберегающих факторов
и составить рекомендации по
улучшению условий по
сохранению и улучшению
здоровья в данной
школе.
( Учащиеся
составляют вопросы для
анкетирования. Ведется групповая
работа )
5. Подведения итогов
урока.
6. Домашняя работа.
Продолжить
работу над проектом.
На контурной карте
отметить страны, прозвучавшие
на данном уроке.