Методические рекомендации
по разработке и проведению
игр на уроках
географии.
Среди
школьных предметов нельзя
выделить главные и
второстепенные. Но отношение
к предметам варьируется
от равнодушия до
живого интереса и
сознательной убежденности в
необходимости глубокого изучения. Так
хочется, чтобы за дверью кабинета
географии открывался мир тайн
и открытий, мир
разнообразия природы, жизни,
быта людей, мир
научных споров, поражений
и побед, мир
могущественного величия природы
и ее
одновременной ранимости.
География, возможно, единственный
предмет, который обладает
широкими возможностями межпредметных связей,
имеет такое разнообразие
форм и средств обучения.
Обучая своему
предмету, учитель сознательно
или бессознательно, формирует
у учащихся отношение
к предмету. И
это отношение в дальнейшем становиться
важным фактором в обучении
предмета.
Формирование
познавательного интереса к предмету происходит
под воздействием многих
факторов. Одним их
этих факторов является использование игр на
уроке.
Игра только
внешне кажется беззаботной
и легкой. А
на самом деле
требует максимум энергии,
ума, выдержки, самостоятельности. В
игре формируются многие
особенности личности ребенка:
вырабатывается ловкость, находчивость,
выдержка, активность. Игра,
как свободная творческая
деятельность обладает воспитательными, коммуникативными и
развивающими свойствами, формирует
воображение, развивает фантазию
и интеллект учащихся.
Название игр,
предназначенных для обучения,
имеют различные эпитеты:
обучающие, учебные, ролевые,
имитационные и.т.д.
Существует и такое
мнение, что все
игры, используемые для
обучения, необходимо называть
дидактическими. Если принимать
за основание время проведение
игры, то они
подразделяются на игры-уроки,
игры-эпизоды, игры-минутки
и.т.д. Уроки-игры отличаются
масштабностью. Такие игры
должны быть досконально
запланированы, заранее учащиеся
должны быть предупреждены. Если
это игра ролевая, то
заранее распределить роли. Например, урок-игра «Таинственный остров»
в 6 классе, «Малахитовая шкатулка»
в 7 классе, «Узники замка ИГ»
в 10 классе.
Так же можно использовать игровые моменты,
которые придадут уроку
живости и яркости.
При этом желательно
в начале урока
предупредить о предстоящей
игре и сделать
ее мотивационной.
В методическом
плене наиболее интересна
классификация дидактических игр по Т.А.Шакурову.
ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ
АСПЕК:
- уровень
познавательной активности (репродуктивный, конструктивный, творческий);
- логика
чередования шагов игры
(индуктивные, дедуктивные, трансдуктивные);
- способ
принятия решений (дискретные,
непрерывные, комбинированные);
- время
протекания игры в
процессе обучения (кратковременные, длительные,
деловые).
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ
АСПЕКТ:
- формы
организации контроля и
самоконтроля (устные, письменные,
машинные);
- способ
определения результатов принимаемых
решений (свободные, жесткие,
контурные);
- формы
проведения игр (коллективные, групповые, индивидуальные).
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ:
- характер
игрового процесса (комбинированные,
азартные, стратегические);
- виды
игры (соревновательные, художественные, организационные, загадочно-выигрышные);
- соотношение
учебных и игровых
целей и интересов
субъектов игры (общность
целей и интересов,
общность целей и
различие интересов, различие целей
и интересов).
Любая игра
начинается с постановки
учебных целей и
задач: обучающей, развивающей
и воспитывающей.
Разработка
условий и правил
игры включает:
-
выбор материала, который
надо закрепить в
ходе данной игры;
-
описание стартовой ситуации;
-
материальное обеспечение игровой
деятельности;
-
выбор стимулов;
-опережающие задания
для учащихся (при необходимости);
-
описание конкретных действий
игроков.
При
использовании игр на
уроке необходимо выполнять
следующие условия:
- тематически
и методически игра
должна соответствовать теме
урока;
- игра
должна соответствовать возрасту и
интересам учащихся;
- дать
возможность участвовать в игре всем,
но при этом
никого не принуждать.
Игра дает
результат только тогда,
когда учащиеся играют
с удовольствием. Игра -
это творчество, увлечение
и даже страсть.
Но ни в
коем случае нельзя
увлекаться играми до
перенасыщения. Избыток немедленно
ведет к их обесцениванию. Игра
должна проходить в
непринужденной обстановке и
должна отличаться от
учебных занятий, поэтому
желательно не сдерживать
двигательную активность.